Профессиональная ориентация обучающихся в МБОУ «СОШ № 5» |
Добро пожаловать на сайт Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №5» г. Инты Республики Коми |
Перспективный план мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся в МБОУ «СОШ № 5» на 2010-2015 годы |
Стенд по профессиональной ориентации обучающихся в МБОУ «СОШ № 5» |
Материалы стенда по профессиональной ориентации обучающихся в МБОУ «СОШ № 5» |
|
Профессиональная ориентация обучающихся в МБОУ «СОШ № 5» - это система мер по оказанию обучающимся личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. |
Цель профессиональной ориентации обучающихся - формирование у учащихся школы готовности самостоятельно планировать и реализовывать перспективы персонального образовательно-профессионального маршрута, в условиях свободы выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда. Задачи школы по профессиональной ориентации обучающихся: · создание условий для оказания обучающимся поддержки в профессиональном самоопределении; · организация социального партнёрства школы с представителями образовательного и профессионально-производственного территориального окружения, обеспечение преемственности общего и профессионального образования; · использование профориентационно значимых ресурсов: трудового воспитания, обучения предмету «Технология», отдельных образовательных областей на начальной и основной ступенях общего образования, профильного обучения на старшей ступени; · обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на элективных курсах и в воспитательной работе; · адаптация имеющегося в школе банка профориентационных технологий к условиям изменяющегося рынка труда и услуг профессионального образования; конструирование педагогами самостоятельных вариантов оказания педагогической поддержки профессионального самоопределения; обогащение практического опыта сопровождения социально-профессионального подростков; · проверка эффективности использования действующих и вновь созданных учебно-методических комплектов; вариантов организации реализации средств профессиональной ориентации в начальной, основной и старшей школе (с учетом существующего опыта).
Принципы профессиональной ориентации обучающихся в МБОУ «СОШ № 5» |
|
|
|
Модель профессиональной ориентации обучающихся в МБОУ «СОШ № 5» |
|
|
Основные направления реализации модели профессиональной ориентации обучающихся: 1. Применение средств профессиональной ориентации в учебном процессе с использованием: · профориентационного потенциала основных образовательных областей и учебных предметов; · ресурсов предпрофильной подготовки для повышения готовности к определению выбора направления продолжения образования по окончании основной школы; · содержания, форм и методов профориентационных курсов; · возможностей профильных курсов для повышения готовности к продолжению образования на послешкольном этапе; · возможностей элективных курсов для проектирования старшеклассниками собственного содержания образования; · механизмов накопительного оценивания индивидуальных образовательных достижений; · профориентационно значимых элементов проектно-исследовательской работы, организованной в ходе изучения образовательных областей. 2. Применение средств профессиональной ориентации в контексте неформального и информального образования, предполагающее использование: · ресурсов школьной библиотеки для информационного сопровождения профессионального самоопределения; · консультационно-диагностических инструментов педагога-психолога; · профориентационного потенциала дополнительного образования, организованного внутри школы; · инструментов сопровождения проектирования обучающимся образовательно-профессионального маршрута со стороны классного руководителя; · компьютерно-опосредованных дистанционных информационно-справочных, консультационных, рекомендательных, образовательных технологий, с учетом позитивного потенциала самостоятельной сетевой активности обучающихся; · возможностей создания и развития профессиональных и детско-взрослых сообществ на базе современных средств компьютерно-опосредованной коммуникации; · профориентационных возможностей, которыми располагает привлеченная родительская общественность и выпускники прошлых лет; · интеграции и целевой концентрации всех профориентационных ресурсов в школьном кабинете профессиональной ориентации. 3. Реализация средств профессиональной ориентации при помощи механизмов социального партнёрства с: · предприятиями, организациями и фирмами; · ГКУ РК «ЦЗН города Инты»; · АНОО «Учебный центр «Знание»; · органами исполнительной власти, муниципальными управлениями и учреждениями культуры, спорта и молодежной политики; · учреждениями дополнительного образования; · учреждениями среднего и высшего профессионального образования; · управлениями и учреждениями социальной защиты; · общественными объединениями; некоммерческими организациями; · военным комиссариатом РК по г. Инта, ОВД; · средствами массовой информации (СМИ), а также интернет-порталами, ориентированными на молодежную аудиторию и педагогическую общественность. С 2010 года в школе функционирует Центр по профориентационной работе с обучающимися. Он является организационно-методическим, информационным и консультационным ядром профориентационной работы в школе. Работу центра координирует Совет по профессиональной ориентации обучающихся. Схема организации работы школьного Центра по профориентационной работе |
Система профориентационной работы МБОУ «СОШ №5» - это целостная структурированная и в тоже время динамическая система, включающая различные формы и методы профориентационной работы, применяемые на разных ступенях обучения в зависимости от целей. Этапы и содержание профориентационной работы 1-4 классы (формирование представления о мире профессий): формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую. 5-7 классы (формирование профессиональной направленности): развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. 8-9 классы (формирование профессионального самосознания): уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям. 10-11 классы (уточнение социально-профессионального статуса): обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности. Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с обучающимися. Каждый этап профориентационной работы сопровождается соответствующими содержанием, формами и методами. На всех этапах профориентационная работа с обучающимися МБОУ «СОШ № 5» осуществляется в тесном сотрудничестве педагогического коллектива с родителями (законными представителями), а также с различными учреждениями, центрами и предприятиями города. Информационно-образовательное пространство школы направлено на профессионально-личностное становление и развитие обучающихся. |
|