Профессиональная ориентация обучающихся в МБОУ «СОШ № 5»

Добро пожаловать на сайт Муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №5»

г. Инты Республики Коми

Блок-схема: несколько документов: Профессиональное информирование
Блок-схема: несколько документов: Психолого-педагогическое и медицинское  Блок-схема: несколько документов: Профессиональное воспитание
Блок-схема: несколько документов: Профессиональное консультирование
Выноска со стрелкой вниз: ознакомление обучающихся с миром профессий, состоянием рынка труда, личными и профессионально важными качествами человека, системой учебных заведений и путях получения профессии, потребностями общества в кадрах, возможностями профессионально-квалификационного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности, содержанием и перспективами развития Выноска со стрелкой вниз: развитие и формирование склонностей, профессиональных интересов и профессионально важных качеств личности: ответственности, чувства долга, гордости за свою будущую профессию, воспитание равного уважения к различным видам труда и др.
Выноска со стрелкой вниз: выявление интересов, склонностей,  профпредпочтений, формирование образа “идеальной” профессии, анализ мира профессий и конкретизация «идеального» образа в виде возможных вариантов профессий, изучение индивидуально-психологических особенностей обучающихся, сопоставление выявленных особенностей с требованиями профессий,  разработка программы и способов овладения профессией


Выноска со стрелкой вниз: изучение личности обучающегося, изучение семьи, изучение интересов, способностей, склонностей, хобби, увлечений, любимых предметов,  организации свободного времени, особенностей психических процессов;   создание условий, стимулирующих формирование готовности к профессиональному самоопределению; содействие в формировании компетенции профессионального самоопределения

Выноска со стрелкой вниз: оформление стендов по профориентации
информационные занятия, классные часы
встречи с представителями учебных заведений, различных профессий
экскурсии в УНПО, музеи, на предприятия города
конкурсы рисунков, фотовыставки
 проведение профнедель, месячника профориентации
Выноска со стрелкой вниз: социальные и трудовые практики профессиональных проб
работа на субботниках, проведение трудовых акций
занятия в различных кружках
участие в тематических конкурсах
участие в выставках технического и прикладного творчества

Выноска со стрелкой вниз: индивидуальные и групповые справочно-информационные, корректирующие, развивающие и формирующие консультации
индивидуальные и групповые занятия


Выноска со стрелкой вниз: социально-психологические игры
социально-психологические тренинги
анкетирование
диагностические исследования
социально-психологические развивающие занятия
медицинские показания при выборе профессии
профотбор в соответствии со здоровьем

Багетная рамка: Выбор профессии – путевка в жизнь!

Осознанный, самостоятельный выбор профессии  с учетом следующих факторов: потребностей рынка труда;  условий избираемой деятельности, сознательного учета ее трудностей; требований профессии и своих возможностей по их удовлетворению, способностей и склонностей, оценки своих материальных и физических ресурсов при выборе Багетная рамка: Модель профессиональной ориентации обучающихся в МБОУ «СОШ № 5»
Подпись: Взаимодействие школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центра профориентации, занятости и социальной защиты, общественных молодёжных организаций, средств массовой информации.
Подпись: 1. Работа с родителями.
2. Взаимосвязь с ОВД,  ТКПДНиЗП,  ОпДН, прокуратурой.
3. Взаимосвязь с детской поликлиникой, ЦГБ.
Багетная рамка: Психологизация процесса профоринтационной работы
Багетная рамка: Взаимосвязь и взаимодействие
Багетная рамка: Дифференциация и индивидуализация
Багетная рамка: Систематичность и преемственность
Подпись: Работа проводится с 1 по 11 класс. Сочетание массовых, групповых, индивидуальных и практических форм профориентационной работы с обучающимися и их родителями.
Подпись: 1. Изучение личности ребёнка.
2. Индивидуальные консультации.
3. Индивидуальная диагностика.
4. Изучение профнамерений обучающихся.
Подпись: 1. Разработки классных часов.
2. Часы общения в ГПД.
3. Знакомство с профессиями родителей.
4. Занятия с психологом.
Подпись: В работе с обучающимися дифференцированный и индивидуальный подход, учитывающий возраст, социальный статус, уровень сформированности интересов, различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, уровень успеваемости и состояние здоровья.
Багетная рамка: Принципы профессиональной ориентации обучающихся в МБОУ «СОШ № 5»
Багетная рамка: БИБЛИОТЕКАРЬ
Багетная рамка: УЧИТЕЛЬ/ КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
Багетная рамка: РОДИТЕЛИ
Багетная рамка: КООРДИНАТОР                                                        ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ПО НМР 
Подпись: сбор методической литературы по профориентации для педагогов школы;
сбор литературы по профориентации для обучающихся…
Подпись: экскурсии на предприятия и в учебные заведения города;
классные часы и родительские собрания на тему профориентации…
Подпись: забота о развитии и обучении детей;
содействие в выборе профессии, рода занятий и работы…
Багетная рамка: СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ
Подпись: характеристика рынка труда; классификация профессий;
подготовка справочно-информационного материала…
Багетная рамка: ПСИХОЛОГ
Подпись: классификация профессий; профессиограммы; профконсультирование с учетом возрастных особенностей обучающихся; изучение профессиональных интересов и склонностей обучающихся;
проведение тренинговых занятий по профориентации обучающихся;
психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора профессии обучающимися…
Багетная рамка: МЕДИЦИНСКИЙ РАБОТНИК
Подпись: антропометрические характеристики состояния здоровья обучающихся...

Стенд по профессиональной ориентации обучающихся в МБОУ «СОШ № 5» 

Материалы стенда по профессиональной ориентации обучающихся в МБОУ «СОШ № 5» 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Профессиональная ориентация обучающихся в МБОУ «СОШ № 5»  - это система мер по оказанию обучающимся личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства.

 

      Цель профессиональной ориентации обучающихся - формирование у учащихся школы готовности самостоятельно планировать и реализовывать перспективы персонального образовательно-профессионального маршрута, в условиях свободы выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

      Задачи школы по профессиональной ориентации обучающихся: 

· создание условий для оказания обучающимся поддержки в профессиональном самоопределении;

· организация социального партнёрства школы с представителями образовательного и профессионально-производственного территориального окружения, обеспечение преемственности общего и профессионального образования;

· использование профориентационно значимых ресурсов: трудового воспитания, обучения предмету «Технология», отдельных образовательных областей на начальной  и основной ступенях общего образования, профильного обучения на старшей ступени;

· обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на элективных курсах и в воспитательной работе;

· адаптация имеющегося в школе банка профориентационных технологий к условиям изменяющегося рынка труда и услуг профессионального образования; конструирование педагогами самостоятельных вариантов оказания педагогической поддержки профессионального самоопределения; обогащение практического опыта  сопровождения социально-профессионального подростков;

· проверка эффективности использования действующих и вновь созданных учебно-методических комплектов; вариантов организации реализации средств профессиональной ориентации в начальной, основной и старшей школе (с учетом существующего опыта).

 

 

Принципы профессиональной ориентации обучающихся в МБОУ «СОШ № 5»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Модель  профессиональной ориентации обучающихся  в МБОУ «СОШ № 5»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные направления реализации модели профессиональной ориентации обучающихся:

1. Применение средств профессиональной ориентации в учебном процессе с использованием:

· профориентационного потенциала основных образовательных областей и учебных предметов;

· ресурсов предпрофильной подготовки для повышения готовности к определению выбора направления продолжения образования по окончании основной школы;

· содержания, форм и методов профориентационных курсов;

· возможностей профильных курсов для повышения готовности к продолжению  образования на послешкольном этапе;

· возможностей элективных курсов для проектирования старшеклассниками собственного содержания образования;

· механизмов накопительного оценивания индивидуальных образовательных достижений;

· профориентационно значимых элементов проектно-исследовательской работы, организованной в ходе изучения образовательных областей.

2. Применение средств профессиональной ориентации в контексте неформального и информального образования, предполагающее использование:

· ресурсов школьной библиотеки для информационного сопровождения профессионального самоопределения;

· консультационно-диагностических инструментов педагога-психолога;

· профориентационного потенциала дополнительного образования, организованного внутри школы;

· инструментов сопровождения проектирования обучающимся образовательно-профессионального маршрута со стороны классного руководителя;

· компьютерно-опосредованных дистанционных информационно-справочных, консультационных, рекомендательных, образовательных технологий, с учетом позитивного потенциала самостоятельной сетевой активности обучающихся;

· возможностей создания и развития профессиональных и детско-взрослых сообществ на базе современных средств компьютерно-опосредованной коммуникации;

· профориентационных возможностей, которыми располагает привлеченная родительская общественность и выпускники прошлых лет;

· интеграции и целевой концентрации всех профориентационных ресурсов в школьном кабинете профессиональной ориентации.

3. Реализация средств профессиональной ориентации при помощи механизмов социального партнёрства с:

· предприятиями, организациями и фирмами;

· ГКУ РК «ЦЗН города Инты»;

· АНОО «Учебный центр «Знание»;

· органами исполнительной власти, муниципальными управлениями и учреждениями культуры, спорта и молодежной политики;

· учреждениями дополнительного образования;

· учреждениями среднего и высшего профессионального образования;

· управлениями и учреждениями социальной защиты;

· общественными объединениями; некоммерческими организациями;

· военным комиссариатом РК  по г. Инта, ОВД;

· средствами массовой информации (СМИ), а также  интернет-порталами, ориентированными на молодежную аудиторию и педагогическую общественность.

С 2010 года в школе функционирует Центр по профориентационной работе с обучающимися. Он является организационно-методическим, информационным и консультационным ядром профориентационной работы в школе. Работу центра координирует Совет по профессиональной ориентации обучающихся.

Схема организации работы школьного Центра по профориентационной работе

 

 

 

 

 

 

 

Система профориентационной работы МБОУ «СОШ №5» - это целостная структурированная и в тоже время динамическая система, включающая различные формы и методы профориентационной работы, применяемые на разных ступенях обучения в зависимости от целей.

Этапы и содержание профориентационной работы

1-4 классы (формирование представления о мире профессий):

формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;

развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

5-7 классы (формирование профессиональной направленности):

развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;

представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”);

приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре.

8-9 классы (формирование профессионального самосознания):

уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору;

групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;

 формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.

10-11 классы (уточнение социально-профессионального статуса):

обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

Профориентация  реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с обучающимися.

Каждый этап профориентационной работы сопровождается соответствующими содержанием, формами и методами. На всех этапах профориентационная работа с обучающимися МБОУ «СОШ № 5» осуществляется в тесном сотрудничестве педагогического коллектива с родителями (законными представителями), а также с различными учреждениями, центрами и предприятиями города. Информационно-образовательное пространство школы направлено на профессионально-личностное становление и развитие обучающихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

Хостинг от uCoz